Принято Педагогическим советом МБДОУ- детского сада № 245, протокол № 1 от 29 августа 2024 г. Секретарь ___________ Н.А.Прытова Утверждено Приказом МБДОУ – детского сада № 245 № 49 от 29 августа 2024 г. Заведующий ___________ И.С. Десяткова Учебный план по реализации образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленностидля детей 2 – 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 245 Пояснительная записка. Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 245 (далее – МБДОУ детский сад № 245) разработан в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 года № 1014; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Образовательной программой дошкольного образования; Уставом МБДОУ –детского сада № 245. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работ с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; принцип соответствия образовательной нагрузки на ребенка в течение дня требованиям действующих СП; принцип оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников. ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.9.ФГОС ДО). Обязательная часть в группах общеразвивающей направленности представлена в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в группах общеразвивающей направленности выстроена на основе методического пособия «СамоЦвет». Данный выбор программы обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Определенная в плане образовательная деятельность, отражает все направления развития: социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СП 2.4.3648-20). Учебный план МБДОУ – детского сада № 245 соответствует Уставу и отражает реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребёнку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МБДОУ – детского сада № 245 на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. МБДОУ – детский сад № 245 работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части ОП ДО в общеразвивающих группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативностьобразования; позволяет более полно учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие отражено в расписании занятий. Занятия, как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей. Максимальная нагрузка и продолжительность образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении планируется с учетом санитарно - эпидемиологических правил и норм (СП 2.4.3648-20), ОП ДО. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки: для детей от 2 до 3-х лет – не более 10 минут, для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность не более 25 – 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. На основании ОП ДО, учебным планом в неделю предусмотрен следующий объем образовательной деятельности по основной части и части формируемой участниками образовательных отношений: группа детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) – 2 часа 30 минут (150 минут); группа детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) –3 часа 40 минут (220 минут); группа детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) – 4 часов 50 минут (290 минут), группа детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 7 часов 30 минут (450 минут). Длительность образовательной деятельности запланирована в соответствии с требованиями, определенными СП 2.4.3648-20, включая часть программы, формируемую участниками образовательных отношений: группа детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) – 15 минут; группа детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) – 20 минут; группа детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) – 20/25 минуты; группа детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 30 минут. Образовательная деятельность по физическому развитию детей осуществляется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей старшего дошкольного возраста образовательная деятельность по физическому развитию детей планируется на открытом воздухе, проводится в дни, когда нет образовательной деятельности по музыкальному развитию детей. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей, педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики два раза в год в сентябре и мае (п. 3.2.3.ФГОС ДО). В организацию образовательного процесса включены зимние каникулы – последняя неделя декабря, первая и вторая неделя января, творческие каникулы. Во время каникул и в летне-оздоровительный период проводятся развлекательные мероприятия. В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, развлечения, а также увеличивается продолжительность прогулки. Образовательные области, приоритетные направления Базовый вид детской Количество занятий /образовательных ситуаций/ в неделю, год деятельности с 2 до 3-х лет с 3 до 4-х лет с 4 до 5-ти лет с 5 до 6-ти лет 6 до 7-ми лет Длительность образовательной 10 мин. 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. деятельности неделя год неделя год неделя год неделя год неделя год Обязательная часть Социально-коммуникативное Образовательные ситуации проходят через все ОО развитие Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений/ 1 36 1 36 1 36 1 36 2 72 исследовательская деятельность Формирование целостной картины мира: предметное / природное 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 окружение 1 36 1 36 1 36 2 72 2 72 Речевое развитие Развитие речи В совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями Чтение художественной литературы 1 36 1 36 1 36 2 72 2 72 Художественно-эстетическое Рисование развитие 1 36 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 Лепка Аппликация 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 В совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями Конструктивная деятельность Музыка 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 3 108 3 108 3 108 3 108 3 108 Физическое развитие Физическая культура неделя год неделя год неделя год неделя год неделя год Часть, формируемая участниками образовательного процесса Познавательное развитие (* Осуществляется в ходе ОП «СамоЦвет» образовательной деятельности с детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, а также в интеграции других образовательных областях) Итого: * - * - * - 1 36 1 36 10 (100 мин) 360 10 (150 мин) 360 10 (200 мин) 360 13 (325 мин) 468 14 (420 мин) 504