Принято
Педагогическим советом МБДОУ- детского сада № 245,
протокол № 1 от 29 августа 2024 г.
Секретарь ___________ Н.А.Прытова
Утверждено
Приказом МБДОУ – детского сада № 245
№ 49 от 29 августа 2024 г.
Заведующий ___________ И.С. Десяткова
Учебный план
по реализации образовательной программы дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленностидля детей 2 – 7 лет
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 245
Пояснительная записка.
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 245 (далее – МБДОУ детский
сад № 245) разработан в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
от 17 октября 2013 года № 1155;
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 года № 1014;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Образовательной программой дошкольного образования;
Уставом МБДОУ –детского сада № 245.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работ с детьми в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
принцип соответствия образовательной нагрузки на ребенка в течение дня требованиям действующих СП;
принцип оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников.
ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.9.ФГОС ДО). Обязательная
часть в группах общеразвивающей направленности представлена в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в группах общеразвивающей направленности
выстроена на основе методического пособия «СамоЦвет». Данный выбор программы обеспечивает целостность образовательной работы и
содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Определенная
в плане образовательная деятельность, отражает все направления развития: социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные
характеристики с учетом СП 2.4.3648-20).
Учебный план МБДОУ – детского сада № 245 соответствует Уставу и отражает реализацию образовательных областей через детские виды
деятельности, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребёнку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным
муниципальным заданием.
Учебный план МБДОУ – детского сада № 245 на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным документом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко
регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. МБДОУ – детский сад № 245 работает в режиме
пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В
структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Выполнение обязательной части ОП ДО в общеразвивающих группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60% от общего
нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативностьобразования; позволяет более полно учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с
основной общеобразовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную
деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие отражено в расписании занятий.
Занятия, как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в
части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с
ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей.
Максимальная нагрузка и продолжительность образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении
планируется с учетом санитарно - эпидемиологических правил и норм (СП 2.4.3648-20), ОП ДО.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки: для детей от 2 до 3-х лет – не более 10 минут, для детей от 3 до 4-х лет – не
более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: в младшей и средней группах не превышает 30 и 40
минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями - не менее
10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Ее продолжительность не более 25 – 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные
минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую
половину дня.
На основании ОП ДО, учебным планом в неделю предусмотрен следующий объем образовательной деятельности по основной части и части
формируемой участниками образовательных отношений: группа детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) – 2 часа 30 минут (150 минут);
группа детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) –3 часа 40 минут (220 минут); группа детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) – 4 часов
50 минут (290 минут), группа детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 7 часов 30 минут (450 минут).
Длительность образовательной деятельности запланирована в соответствии с требованиями, определенными СП 2.4.3648-20, включая часть
программы, формируемую участниками образовательных отношений: группа детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) – 15 минут; группа
детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) – 20 минут; группа детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) – 20/25 минуты; группа детей
старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 30 минут.
Образовательная деятельность по физическому развитию детей осуществляется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей старшего
дошкольного возраста образовательная деятельность по физическому развитию детей планируется на открытом воздухе, проводится в дни, когда нет
образовательной деятельности по музыкальному развитию детей. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей, педагогическими работниками в рамках педагогической
диагностики два раза в год в сентябре и мае (п. 3.2.3.ФГОС ДО).
В организацию образовательного процесса включены зимние каникулы – последняя неделя декабря, первая и вторая неделя января, творческие
каникулы. Во время каникул и в летне-оздоровительный период проводятся развлекательные мероприятия. В летний период проводятся
спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, развлечения, а также увеличивается продолжительность прогулки.
Образовательные
области,
приоритетные направления
Базовый вид детской
Количество занятий /образовательных ситуаций/ в неделю, год
деятельности
с 2 до 3-х лет
с 3 до 4-х лет
с 4 до 5-ти лет с 5 до 6-ти лет 6 до 7-ми лет
Длительность образовательной
10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.
деятельности
неделя год
неделя год
неделя год
неделя год
неделя год
Обязательная часть
Социально-коммуникативное
Образовательные ситуации проходят через все ОО
развитие
Познавательное развитие
Формирование элементарных
математических представлений/
1
36
1
36
1
36
1
36
2
72
исследовательская деятельность
Формирование целостной картины
мира: предметное / природное
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
окружение
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
Речевое развитие
Развитие речи
В совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями
Чтение художественной литературы
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
Художественно-эстетическое Рисование
развитие
1
36
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
Лепка
Аппликация
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
В
совместной
деятельности
и
через
интеграцию
с
другими
образовательными
областями
Конструктивная деятельность
Музыка
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
3
108
3
108
3
108
3
108
3
108
Физическое развитие
Физическая культура
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Познавательное развитие
(* Осуществляется в ходе
ОП «СамоЦвет»
образовательной деятельности
с детьми в режимных
моментах, в самостоятельной
деятельности детей, а также в
интеграции других
образовательных областях)
Итого:
*
-
*
-
*
-
1
36
1
36
10
(100
мин)
360
10
(150
мин)
360
10
(200
мин)
360
13
(325
мин)
468
14
(420
мин)
504